Пн.–Пт., круглосуточно

Обжалование действий/бездействий налогового органа

Опытные налоговые юристы помогут в досудебном или судебном порядке оспорить действия/бездействия ФНС, и тем самым избежать возможного ущерба
Услуги
Консультации налогового юриста
Помощь при налоговых проверках
Сопровождение налоговых споров
Обжалование решений налоговых органов
Аудиторские услуги
Банкротство
15 летсредний опыт работы наших юристов по налогам
150+успешно пройденных и оспоренных проверок
2,1 млрд. +в совокупности сэкономлено нашим клиентам на налогах и доначислениях
97%показатель успешно завершенных дел
Сколько можно сэкономить?
Получите бесплатный расчет

Основания для обжалования действий/бездействия налоговых органов

В Налоговом кодексе РФ не содержится перечня оснований для обжалования действий или бездействий должностных лиц ФНС. Формально любое из них может быть обжаловано налогоплательщиком. Руководствуясь общими принципами законодательства и с учетом сложившейся судебной практики обжалование действия/бездействия оправдано в случае нарушения со стороны налоговиков действующих норм и правил, что влечет нарушение законных прав и интересов налогоплательщика.
Как правило, к обжалованию уместно прибегать, если не удается мирно урегулировать ситуацию. У процедуры имеется серьезный недостаток – длительный срок рассмотрения жалобы и принятия по ней решения (30 дней). Но во многих случаях обжалование является единственным способом для достижения положительного результата.
Среди наиболее часто встречающихся незаконных действий должностных лиц ФНС можно назвать приостановление операций по расчетному счету, нарушение срока выполнения своих функций, отказ в принятии документов и/или в их выдаче, несвоевременная постановка на учет, утрата документов налогоплательщика и др.
Бездействия чаще всего выражаются в игнорировании запросов и/или заявлений налогоплательщика, затягивание срока выдачи справок, актов и других документов, не проставлении отметки на заявлениях об уплате косвенного налога и др.
Как показывает практика, если в первые два-три дня урегулировать ситуацию с сотрудниками ФНС не удалось, то в целях экономии времени лучше подать жалобу.
При подаче жалобы необходимо убедиться, что действие или бездействие либо нарушает определенную норму права (потребуется указать какую), либо законные права и интересы заявителя (необходимо описать в чем именно ущемление интересов). При наличии вышеуказанных оснований или одного из них допустимо начать процедуру обжалования.

Пример: организация подала заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в связи с закрытием магазина. В обязанности контролирующей организации входит принятие такого заявления и снятие с учета в качестве плательщика ЕНВД в течение пяти дней. По истечении установленного срока уведомление о снятии с учета предоставлено не было. Инспектор устно сообщила о снятии и объяснила отсутствие документа сбоем в программе. Если налогоплательщик оставит такое бездействие без внимания, имеется риск предъявления к нему в будущем претензий со стороны налоговиков о сдаче дополнительных деклараций и уплате налога. Доказать обратное он не сможет, так как не будет иметь соответствующего документа — подтверждения.

Процедура обжалования действия/бездействия

Обжалование включает два этапа – досудебный и судебный. Соблюдение досудебного этапа является обязательным. Жалоба подается в вышестоящую налоговую инстанцию. Одновременно с ней могут быть поданы документы, подтверждающие изложенные в ней доводы. Решение по результату рассмотрения должно прийти в течение 30 дней.

Если решение вынесено не в пользу заявителя, то готовится пакет документов для обращения в Арбитражный суд. К заявлению об обжаловании действий/бездействий должностных лиц налогового органа должны быть приложены документы, подтверждающие доводы заявителя, свидетельство о государственной регистрации заявителя, выписки из ЕГРЮЛ по каждой из сторон дела. Если интересы заявителя представляет не руководитель или сам предприниматель, то также прикладывается доверенность.

Если по результату рассмотрения заявления Арбитражный суд принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, то это может быть обжаловано в апелляционной и затем, в случае необходимости, кассационной инстанции.
Действующим законодательством предусмотрен реальный механизм защиты прав налогоплательщика, и от его грамотного использования во многом зависит полноценная защита бизнеса. Своевременно полученная юридическая помощь – залог успешного развития коммерческой деятельности.